Орден Красного Знамени
25-я гвардейская минометная Свирская Краснознаменная бригада
орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого
Орден Кутузова Орден Суворова Орден Багдана Хмельницкого



 

"Катюша" - "Андрюша"

Боевая машина БМ-31-12

Базирование: Автошасси
Система управления: Неуправляемая
Боевая часть: Фугасная
Применение: Системы залпового огня
Страна: Россия
Дальность: 4 км.
Год разработки: 1944 г.

Существенным достижением специалистов СКБ завода “Компрессор” явилось создание в марте 1944 года 12-зарядной боевой машины с метательной установкой, смонтированной на модифицированном шасси грузового автомобиля Studebaker, предназначенной для пуска неуправляемых реактивных снарядов М-31 калибра 300 мм. Она получила обозначение БМ-31-12, а бойцы прозвали эту модификацию – «Андрюша».


БМ-31-12 "Андрюша"

Отличительной особенностью БМ-31-12 был пуск неуправляемых реактивных снарядов не из транспортной укупорки, а из специально разработанного сварного пакета – так называемых сотовых направляющих. В конструкции пусковой установки были заложены новые технические решения для осуществления пуска: блокировка и стопорение неуправляемого реактивного снаряда в направляющей, принципиально новое электрооборудование и другие. Все это позволило резко повысить боевые и эксплуатационные качества установки.

Испытания БМ-31-12 с сотовыми направляющими с целью определения боевой эффективности, прочности, устойчивости при стрельбе и в походном положении, удобства заряжания и обслуживания, правильности размещения отдельных узлов и механизмов проводились в апреле–мае 1944 года и показали ее высокие технические характеристики. В отчете полигона, в частности, отмечалось, что стрельба из БМ-31-12 снарядами М-31 возможна и безопасна как при нахождении стреляющего в кабине, так и вне ее. БМ-31-12 устойчива не только при опущенных домкратах, но и при поднятых.

Создание 12-зарядной БМ-31-12 с сотовыми направляющими явилось важным вкладом в развитие техники пуска ракет, ибо ранее не существовало подобной установки для пуска неуправляемых реактивных снарядов такого большого калибра. Ее создание привело к существенному повышению эффективности использования ракетного оружия. По сравнению с пусковыми станками увеличилась мобильность, улучшилась кучность стрельбы, стало возможным вести стрельбу в большом диапазоне углов возвышения (от +10 до +45).

Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны ГОКО № 6029сс от 9 июня 1944 года на вооружение Гвардейских минометных частей была принята двенадцатизарядная установка М-31, конструкции Бармина, смонтированная на автошасси и предназначенная для стрельбы снарядами М-31-УК увеличенной кучности .

С принятием на вооружение в апреле 1944 года БМ-31-12, которая до конца Великой Отечественной войны была основным гвардейским минометом для стрельбы 300-мм неуправляемыми реактивными снарядами М-31 (балистический индекс 53-Ф-972) и М-31-УК (балистический индекс 53-Ф-973), заканчивается этап создания в СКБ завода “Компрессор” станков и установок для пуска НУРС с головными частями повышенного могущества.

После войны метательная установка монтировалась на модифицированном шасси грузового автомобиля ЗИС-151.

Боевая машина БМ-31-12, смонтированная на доработанном под монтаж артиллерийской части шасси грузового автомобиля Студебекер, при погрузке в походном положении на железнодорожную платформу выходило за габарит подвижного состава "0" верхом пакета на 210 мм и по железным дорогам с габаритом "0" могла перевозиться только со снятыми колесами на правах негабаритного груза.

Схематичное устройство БМ-31-12:

• 1 - пакет направляющих ячеек;
• 2 - ферма;
• 3 - поворотный механизм;
• 4 - подъемный механизм;
• 5 - поворотная рама;
• 6 - консоль прицела;
• 7 - прицел;
• 8 - домкраты;
• 9 - запорный механизм;
• 10 - крылья;
• 11 - кронштейн;
• 12 - защита кабины.


 

 

  В начало Copyright © 2011
gymnasium_1566
 

 

Hosted by uCoz